ЛитRPG
Обзоры,  Очень странные дела

Что такое ЛитРПГ: всё о жанре

ЛитRPG: откуда пошёл?


Миллионы людей ежедневно погружаются в игровые миры. Особенной популярностью в последнее время пользуются онлайн-игры, прежде всего MMORPG. Естественно, геймеры жаждут общения, чем и занимаются на специализированных форумах и в чатах. Именно сетевой флуд геймеров, посвящённый их всепоглощающему хобби — флуд подробный, с логами боёв, описанием инвентаря, способов прокачки персонажей и прочих игровых моментов, и стал краеугольным камнем литRPG.

Иные геймеры сочиняют фанфики на основе своих любимых игр; неудивительно, что кто-то додумался вставить в художественный текст фрагменты игровой механики. Кто именно сделал это первым, вряд ли можно установить — Сеть большая… Хотя, скорее всего, случилось это где-то в Японии или Южной Корее — в странах, где игровая индустрия достигла небывалого размаха и напрямую влияет на общество.

Зато можно точно определить, кто переформатировал сетевые фанфики в своеобразную литературу. Главным мотором нового субжанра стал южнокореец Нам Хиисанг, автор серии ранобэ — небольших иллюстрированных романов — The Legendary Moonlight Sculptor («Легендарный Лунный Скульптор»). Цикл выходит с 2007-го, в минувшем году появился уже сороковой том.

В центре истории — корейский юноша Хен Ли, которому очень нужны деньги, ибо на нём висит куча семейных долгов и обязательств. Герой начинает играть в MMORPG «Королевская дорога», в которую вовлечены миллионы людей. Различный инвентарь и артефакты из сверхпопулярной игры стоят реальных и немалых денег, потому её фаворитам обеспечен неплохой доход. Правда, конкуренция в игре жуткая, и, чтобы преуспеть и заработать побольше, Хен Ли приходится львиную долю времени тратить на прокачку своего персонажа по имени Виид. Ну, и на добычу необходимых предметов — при этом Хен Ли демонстрирует жадность и мелочность на грани клинической патологии. Кстати, эти черты протагониста — крайне несимпатичные в реальной жизни и непопулярные в обычной фантастике — с подачи Нам Хиисанга стали чуть ли не фирменной фишкой большинства героев литRPG.

В Корее Нам Хиисанг давно стал культовой фигурой, его цикл разошёлся миллионными тиражами, однако за пределами родины он известен в основном среди фанатов MMORPG. Два начальных тома «Легендарного Лунного Скульптора» были выпущены в США издательством Midoraka Entertainment, однако оно вскоре обанкротилось. С тех пор на английский язык серию переводят только фанаты, выкладывая свои труды онлайн. Существуют и любительские переводы цикла на русский язык — в Сети доступно уже девять томов.

«Легендарный Лунный Скульптор» в Корее издавался даже иллюстрированными подарочными омнибусами.

Гораздо большую международную известность получил другой цикл литRPG, ранобэ Sword Art Online («Мастера Мечей Онлайн») японца Рэки Кавахары — во многом благодаря огромному успеху одноимённой аниме-экранизации. По содержанию эту серию, выходящую с 2009 года, можно считать классической литRPG: тысячи людей оказываются пленниками первой в мире массовой многопользовательской онлайн-игры c полным погружением «Мастера Мечей Онлайн». Причём из-за каприза безумного демиурга игры, который подстроил эту ловушку, геймеры могут по-настоящему умереть в случае гибели своего персонажа. Главные герои цикла усиленно прокачивают способности, пополняют инвентарь, выполняют вспомогательные квесты… Но их основная цель не деньги и не развлечение — они всеми силами пытаются пройти игру до конца, ведь только так можно освободить её пленников и вернуться в реальный мир.

По Sword Art Online существует аниме-сериал и, конечно, игры.

Правда, серию Кавахары можно считать лишь ответвлением литературной RPG. Там отсутствуют некоторые важные элементы субжанра вроде игровых логов. Более «чистым» вариантом литRPG можно назвать другое ранобэ с очень похожим содержанием — цикл Тоно Мамарэ Log Horizon («Логин Горизонт»). Сюжет примерно тот же — десятки тысяч геймеров со всего мира становятся пленниками игры Elder Tale, однако подробному описанию игровой механики автор уделяет гораздо больше внимания, нежели Кавахара.


ЛитRPG: с чем её едят?


Итак, перед нами книга, герой которой попадает в мир виртуальной игровой реальности, причём чётко это осознавая с самого начала — никакой «Матрицы». Наш герой и его товарищи — геймеры, книга полностью или по большей части посвящена именно игре (как правило, MMORPG), её прохождению, дополнительным квестам и другим проявлениям игровой механики. Текст изобилует геймерским сленгом, подробными описаниями игрового интерфейса, даются характеристики игровых предметов, персонажей, локаций. Кроме того, изрядную часть текста занимают игровые логи, где отображается вся информация о действиях геймера. Выглядит это примерно так:

ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ПРЕДМЕТ!
Тип: экипировка
Название: Душа Серебряного Волка
Описание: правый наруч, часть легендарного доспеха Грима Серебряного Молота
Класс предмета: Легендарный!
Прочность: уничтожить невозможно! Дополнительно: украсть невозможно! Внимание! Предмет из легендарного сетового набора!
Количество предметов в сете: 14
Ограничения по минимальному уровню: нет
Дополнительно: даваемые предметом эффекты увеличиваются пропорционально уровню персонажа
Текущие эффекты:
+2 сила
+2 выносливость
+2 защита
Умение/способность: пробуждение души Серебряного Волка

Руслан Михайлов, роман «Господство клана Неспящих»

И подобные информационные блоки — практически на каждой странице… Насколько это интересно? Учитывая, что литRPG зародились в геймерской среде, основная часть её целевой аудитории — люди, которые с головой погружены в мир компьютерных игр. Обычные поклонники фантастики редко обращают внимание на этот субжанр. К тому же большая часть этих книг написана, мягко говоря, на весьма невысоком художественном уровне. Во всяком случае, пока — ведь изначально отечественные литRPG публиковались энтузиастами в сетевом самиздате и только совсем недавно обратили на себя внимание издателей.

ЛитRPG — прежде всего развлечение. И если такие книги нравятся читателям, то именно за ними и остаётся право выбора. В любом случае, похоже, что литRPG чувствует себя гораздо более комфортно, нежели другой новомодный субжанр — так и оставшийся на уровне заморской экзотики мэшап.

Пока сложно представить, какое будущее ждёт литRPG — окажется ли такая фантастика всего лишь скоротечной модой или получит шанс на долгосрочное развитие. Учитывая, что поклонников видеоигр меньше не становится, более правдоподобным выглядит второй вариант. Но здесь многое зависит от прозорливости заказчиков — отечественных издателей: сумеют ли они повысить уровень книг нового субжанра. В конце концов, формат литRPG соблюсти несложно — главное, чтобы содержание не ограничивалось бесконечным перечислением уничтоженных мобов и захапанных артефактов, а геймер-герой мог предложить читателю что-нибудь помимо хомячьих страстей собирателя.

Добавить комментарий

ru_RURU
ukUA ru_RURU