'
Рецепт рождественского пунша от Диккенса

Рецепт рождественского пунша от Диккенса

Герои любимых книг сыты не только духовной пищей, многие из них любят подкрепиться и вполне земными блюдами, традиционными, жирными, не всегда полезными, но ужасно вкусными. А уж если речь заходит о праздничном столе, то тут, как и в жизни, на стол подается все самое лучшее. Вспоминаем, что ели персонажи любимых книг.

Пудинг
«Рождественская песнь в прозе» Чарльз Диккенс

«О дивный пудинг! Боб Крэтчит заявил, что за все время их брака миссис Крэтчит еще ни разу ни в чем не удавалось достигнуть такого совершенства, а миссис Крэтчит заявила, что теперь у нее на сердце полегчало, и она может признаться, как грызло ее беспокойство — хватит ли муки. У каждого было что сказать во славу пудинга, но никому и в голову не пришло не только сказать, но хотя бы подумать, что это был очень маленький пудинг для такого большого семейства. Это было бы просто кощунством. Да каждый из Крэтчитов сгорел бы со стыда, если бы позволил себе подобный намек».

Рождественский пудинг — одно из главных праздничных блюд в англоязычном мире. Сложно сказать, что представляет собой это лакомство в современной кулинарии: пудингами нередко называют и ванильные муссы, и шоколадные торты, а также некоторые изделия из мяса и рыбы. Однако герои Диккенса наверняка встречали Рождество блюдом, приготовленным по старинному рецепту.

Традиционный английский пудинг — это десерт из тринадцати ингредиентов, символизирующих Христа и двенадцать апостолов. Сюда входят крупы, мука, сухофрукты и даже околопочечный говяжий жир. Пудинг «зреет» несколько месяцев, а перед подачей на стол его пропитывают бренди и поджигают.

Рождественская кутья
«Лето Господне» Иван Шмелёв

«В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну.., будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон — другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь — резанет, ожжет морозом. А звезды..!»

Вопреки названию романа Иван Шмелев рассказывает про весь год, да так, что непременно хочется окунуться в атмосферу «России, которую мы потеряли», и застолья здесь играют очень важную роль. Одним из блюд в главе про Рождество стала кутья. До начала XX века без нее нельзя было представить ни один сочельник.

Кутья является родственницей английского пудинга: изначально и то, и другое было просто кашей со множеством добавок. Вопреки представлению о ней, как о поминальном блюде, кутья бывает очень разной: «пустая» для похорон и «богатая» — для праздников. На рождество она готовилась из большого количества круп, меда и орехов и была одним из двенадцати блюд, подававшихся в сочельник или после службы в момент разговения. Сегодня эта традиция почти забыта.

Вареники
«Ночь перед Рождеством» Николай Гоголь

«Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. „Посмотрим, — говорил он сам себе, — как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану“.

Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать».

Отнюдь не рождественское блюдо стало ассоциироваться с этим праздником благодаря Николаю Гоголю с его «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и режиссеру Александру Роу, снявшему «Ночь перед Рождеством». Мало того, что вареники оказались летающими, так они еще и в сметану окунались, а значит были «скоромными» и не пригодными для еды в пост. Таким образом Гоголь маркировал своего героя как самую настоящую нечисть.

Какие именно вареники ел Пацюк, мы не знаем, ведь рецептов множество, убедитесь сами.

Праздничный гусь
«Рождество в Москве» Иван Шмелев

«Рождество в Москве чувствовалось задолго, — веселой, деловой сутолокой. Только заговелись в Филипповки, 14 ноября, к рождественскому посту, а уж по товарным станциям, особенно в Рогожской, гуси и день и ночь гогочут, — „гусиные поезда“, в Германию: раньше было, до ледников-вагонов, живым грузом. Не поверите, — сотни поездов! Шел гусь через Москву, — с Козлова, Тамбова, Курска, Саратова, Самары… Не поминаю Полтавщины, Польши, Литвы, Волыни: оттуда пути другие. И утка, и кура, и индюшка, и тетерка… глухарь и рябчик, бекон-грудинка, и… — чего только требует к Рождеству душа».

Жирный жареный фаршированный гусь — непременный атрибут праздничного стола и в Европе, и в России. Как утверждает Шмелев, птиц, выращенных в нашей стране, нередко экспортировали в Германию, что похоже на правду.

По легенде, традиция ставить гуся на стол в Рождество родилась в Великобритании, однако англичане давно заменили его на индюшку, а вот на континенте эта птица пока не потеряла своей популярности.

Рождественский пунш
Из писем Диккенса

«Возьми самую простую емкость (которую можно разбить по неосторожности, без вреда для кармана ее владельца). Сними в нее цедру с трех лимонов, срезая очень тонко, чтобы попало как можно меньше белой мякоти, которая находится между желтой коркой и фруктом.

Добавь двойную пригоршню кускового сахара (не жалей), пинту старого доброго рома и большой винный бокал старого доброго бренди — если это не большой бокал для кларета, то можно и два.

Подожги. Для этого налей алкоголь в теплую ложку, подожги при помощи тонкой свечи и аккуратно вылей в смесь. Пускай горит минимум три или четыре минуты. Затем погаси, накрыв емкость подносом, что немедленно потушит огонь.

Затем выжми в смесь сок трех лимонов и добавь кварту кипящей воды. Хорошенько все перемешай, накрой крышкой на пять минут и снова перемешай».

В одном из писем 1847 года Чарльз Диккенс просто выдал рецепт традиционного английского пунша. Попробуйте приготовить сами! Напоминаем, что одна пинта — это 568 миллилитров.

Трайфл
«Гарри Поттер и Тайная комната» Джоан Роулинг

«…к немалому удивлению Рона и Гарри, первая стадия операции прошла без сучка, без задоринки, в соответствии с намеченным планом. После рождественского чая они затаились в пустынном холле, поджидая Крэбба и Гойла — те еще оставались в одиночестве за слизеринским столом, уминая четвертую порцию бисквитов со взбитыми сливками. Шоколадные пирожные Гарри положил на видное место — перила в холле. Увидев, что Крэбб и Гойл выходят из Большого зала, друзья быстро спрятались за рыцарскими доспехами возле входных дверей».

Для бисквита со сливками у англичан есть специальный термин — «трайфл», который убрали из русского перевода. По сути, «трайфл» — это традиционные «доедашки». На самом деле рецепт этого блюда не так уж прост, помимо остатков пудинга или кекса сюда входят ромовый экстракт, мускатный орех и много чего еще. Подробнее можете узнать в «Поваренной книге Гарри Поттера».

Кошик